В начале июня активизировалась законопроектная деятельность по вопросам урегулирования правового статуса несовершеннолетних, а также защиты детства, отцовства и материнства.
Если давать общую характеристику выдвинутым инициативам, можно отметить, что большинство из них касаются внедрения дополнительных мер социальной защиты родителей и несовершеннолетних детей. Объясняется это повышенным уровнем ответственности государства за нормальное развитие, обеспечение прав ребенка, необходимости оказания семьям с детьми различной поддержки в зависимости от брачных правоотношений супругов, состава семьи и других обстоятельств.
Дополнительно законопроектами затрагиваются вопросы урегулирования трудовых отношений с участием несовершеннолетних, также в качестве защиты прав последних.
Предлагаем далее ознакомиться с несколькими ключевыми инициативами из числа тех, что были предложены для рассмотрения Государственной Думой.
Основные законопроекты
Среди возможных будущих нововведений мы сочли необходимым выделить следующие:
- увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска для некоторых категорий лиц в связи с их семейными обязанностями. Так, авторы законопроекта № 1103248-6, предполагающего внесение изменений в ТК РФ, предлагают представлять основной отпуск продолжительностью 31 календарный день таким категориям лиц: одиноким матерям и отцам, которые воспитывают ребенка в возрасте до 14-ти лет, многодетным родителям, которые воспитывают несовершеннолетних детей. Дополнительно к удлинению отпуска предлагается закрепление права на его предоставление в любое удобное работнику время (в отличие от общего правила — 28 календарных дней и предоставление по графику отпусков). Данная инициатива разработана в целях обеспечения соразмерности семейных обязанностей и труда указанных категорий работников, обеспечения их возможностей для повышения образовательного уровня, организации полноценного отдыха, развития и воспитания несовершеннолетних детей
- введение пособия по уходу за ребенком, не достигшим 14-ти лет. В случае принятия законопроекта № 1103566-6 родителям, опекунам и усыновителям, которые воспитывают детей, не достигших 14-летнего возраста, будут назначаться специальные пособия. Выплачиваться они будут ежемесячно, в сумме минимального размера оплаты труда и на каждого ребенка в семье. Причем при назначении пособия во внимание не будут приниматься доход, состав семьи, имеющие место ситуации по решению семейных споров и основания, по которым у лица возникли обязанности по уходу за ребенком. Назначать и делать выплату предлагается в течение месяца после подачи заинтересованным лицом заявления, паспорта и свидетельства о рождении ребенка. Хотя реализация данной инициативы требует значительных затрат, ее разработчики считают, что это позволит повысить уровень социальной защиты материнства, отцовства и детства, гарантировать реальную государственную поддержку семьи и принести значительную пользу развитию страны в будущем
- продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста. Соответствующий законопроект предполагает выплату ежемесячного пособия на ребенка до 3-х лет вместо установленных сегодня полутора, если ребенку не было предоставлено место в детском саду. Необходимость принятия такой нормы объясняется сложившейся на сегодняшний день ситуацией с очередностью принятия в детские сады, из-за которой матерям приходится находиться с ребенком дома до достижения им трех лет, но получать пособие только до полутора. Трехлетняя планка выбрана исходя из корреспондирующей нормы ТК РФ о предоставлении отпуска по уходу за ребенком на 3 года
- ограничение продолжительности ежедневной работы для 14–16-летних граждан. Согласно законопроекту № 1102447-6 предусматривается внесение изменений в ТК РФ в части установления максимальной продолжительности трудового дня работников, достигших 14-ти лет. Такая максимальная длительность ежедневной работы, в случае утверждения проекта, составит 5 часов. Инициаторы нововведения указывают на то, что Трудовым кодексом для данной категории работников предусматриваются ограничения только по продолжительности рабочей недели (не больше 24-х часов) и рабочего дня при совмещении работы с учебой (2,5 часа в день). То есть для лиц в возрасте от 14-ти до 16-ти лет, работающих во время каникул, никаких ограничений относительно продолжительности рабочего дня фактически не установлено. Закрепление правила об ограничении ежедневной работы пятью часами направлено на усиление защиты трудовых прав работников и обеспечение надлежащей защиты интересов несовершеннолетних. Также устранение пробела в законодательном регулировании трудовых отношений с участием несовершеннолетних граждан позволит уйти от распространенного на практике применения советской нормы, по которой длительность рабочего дня не должна превышать 4 часов. Данная практика не соответствует нормам действующего Трудового кодекса и в сочетании с 24-часовой неделей приводит к тому, что работник имеет возможность выработать полную норму только при условии 6-дневной рабочей недели.
Как видим, все имеющиеся инициативы имеют важное социальное назначение, а их принятие может внести существенные изменения в сфере выплаты детских пособий, предоставления родителям отпусков и регламентации трудовой деятельности несовершеннолетних.