При правовом сопровождении бизнеса одним из важнейших вопросов является прохождение проверок со стороны контрольно-надзорных органов. Обратим внимание на несколько моментов, акцент на которые был сделан представителями государства в течение последнего времени. Это вопрос внедрения проверочных листов и привлечения предпринимателя к ответственности за несвоевременное предоставление документации.
Проверочные листы и их перспективы
Так называемые чек-листы — это перечни требований и условий, обязательных для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Использование проверочных листов предусматривается «Дорожной картой» на 2016—2017 гг. по усовершенствованию контрольно-надзорной работы в РФ (п. 15), законодательное закрепление данного документа запланировано на середину нынешнего года.
Основные аспекты применения чек-листов на практике заключаются в следующем:
- работа субъекта хозяйственной деятельности будет проверяться инспектором исключительно на соответствие пунктам проверочного листа
- правовая защита предприятия в процессе таких проверок должна обеспечиваться индивидуальным подходом к составлению чек-листа. Необходимо будет учитывать особенности объектов проверки (от их сферы деятельности, расположения до особенностей инженерных коммуникаций и численности работников), а также направление проверки
- для обозначения требований, которые будут внесены в чек-листы, планируется основываться на уровне риска. Но о том, как определять этот уровень риска и какие ведомства будут использовать проверочные листы, эксперты еще не пришли к окончательному выводу
Заметим, что уже сегодня некоторые контрольные органы уже начали разрабатывать собственные чек-листы. Так, при помощи сервиса Роструда «Электронный инспектор» работодатели могут проверить себя по такого рода листам (предоставление отпуска, прием на работу, правильность составления трудовых договоров и другие аспекты деятельности).
Налоговые проверки и предоставление документов
Второй момент связан с проведением камеральных налоговых проверок налогоплательщика. Судебная практика обжалования ненормативных актов контролирующих органов складывается следующим образом: если проверка первоначальной налоговой декларации была завершена по причине предоставления уточненной декларации, к налогоплательщику все равно применяются меры ответственности, связанные с первой проверкой.
То есть если в процессе проверки первичной декларации затребованные документы были предоставлены несвоевременно, налогоплательщик привлекается к ответственности по ст. 126 НК даже после подачи уточненки. Такой же подход касается и других требований налоговой, что имели место при первоначальной камеральной проверке.