2 апреля вступили в силу изменения, регулирующие критерии отнесения организаций к крупным налогоплательщикам на федеральном и региональном уровне. Такие изменения предусмотрены Приказом ФНС России от 25 декабря 2017 г. № ММВ-7-7/1083@ (далее — Приказ). Указанный документ призван повысить эффективность администрирования крупнейших налогоплательщиков и упростить налоговый контроль за их деятельностью.
Изменения преимущественно коснулись двух моментов:
- установления новых финансовых критериев, определяющих отнесение предприятий к категории крупнейших;
- разграничения полномочий налоговых инспекций по контролю за деятельностью крупнейших налогоплательщиков.
Приказом повышен уровень доходов налогоплательщика для отнесения его к категории «крупнейший»:
- для регионального уровня — организации, с доходами от 2 до 35 миллиардов рублей;
- для федерального уровня – более 35 миллиардов рублей.
Важно:
- организациям больше не требуется сохранять за собой статус крупнейших налогоплательщиков в течение двух лет, если они этим критериям уже не удовлетворяют;
- ФНС России сможет признавать налогоплательщика крупнейшим и переводить его контроль на федеральный уровень своим решением, даже если такой налогоплательщик не соответствует вышеуказанным финансовым показателям.
ФНС России перераспределила администрирование крупнейших налогоплательщиков. Службой разграничены сферы отраслевой деятельности таких организаций и определены инспекции, призванные их администрировать. Так, для компаний, которые контролируются иностранными лицами, выделена отдельная межрегиональная налоговая инспекция. Другие инспекции взяли на себя обязанности по регулированию налогоплательщиков в нефтегазовой отрасли, в области информации и связи, оборонно-промышленном комплексе и иных областях [1].
Представляется, что ряд налогоплательщиков, подпадающих под критерий «крупнейшие», в 2018 году ожидают мероприятия по переходу из одной налоговой инспекции в другую. Это может сопровождаться различными трудностями, в частности незавершенными налоговыми проверками в прежних инспекциях, а также оспариванием результатов таких проверок, поскольку такое оспаривание может уже проходить с участием нового контролирующего органа. В данном случае важно грамотно построить процесс подобного перехода с наименьшими трудностями и временными затратами для организаций и предприятий.
[1] Полный список уполномоченных налоговых инспекций представлен в Приказе ФНС РФ от 25 декабря 2017 г. № ММВ-7-7/1083@