В марте нынешнего года начали действовать поправки в ФЗ «Об арбитражных судах» и «О Верховном суде», благодаря которым в области правовой защиты предприятий, индивидуальных предпринимателей и физических лиц открылись совершенно новые возможности.
О чем идет речь?
Согласно этим изменениям вводится порядок судебного обжалования правовых актов министерств и других ведомств (Минтруда, Минфин, ФНС), разъясняющих законодательство.
По большей части, такими актами являются внутриведомственные письма, которые не относятся к нормативно-правовым документам, но де-факто содержат обязательные указания для территориальных подразделений. Эти указания применяются как самим органом, так и юридическими и физическими лицами, взаимодействующими с ним; в ряде случаев они даже могут нарушать интересы этих субъектов.
Ранее обжалование правовых актов такого рода не было возможным по причине их ненормативного характера. Сейчас такое право было предоставлено всем лицам, по мнению которых, их права и интересы затрагиваются оспариваемым документом, общественным организациям в защиту своих членов, прокурору и некоторым другим субъектам.
Особенности процедуры обжалования
Право обжаловать разъясняющие закон правовые акты, по большей части, актуально для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые в ходе осуществления собственной деятельности сталкиваются с различными государственными ведомствами. Основание для подачи иска об оспаривании акта — несоответствие его положений истинному смыслу законодательных норм, которые разъясняются.
Судебная защита интересов организаций, иных лиц по данной категории дел предполагает:
- подачу иска в суды городов федерального значения, автономных округов, областей, краевые, областные и верховные суды республик для оспаривания разъясняющих документов региональных властей; специализированные арбитражные суды (интеллектуальные права) — документов федеральных органов власти по патентным и другим интеллектуальным правам; в Верховный Суд — актов исполнительных органов и госфондов (Центробанка, ФНС, ПФР, Минтруда и т. д.)
- соблюдение процедуры, предусмотренной гл. 21 КАС РФ: 3-месячного срока рассмотрения дела; необходимости составлять исковое заявление с конкретными указаниями на то, что нарушает оспариваемый акт, каким образом он касается интересов истца; признание акта полностью или частично недействительным, если будет установлено, что он имеет нормативные свойства, не соответствует содержанию законодательных норм и нарушает права истца или субъекта, в интересах которого подан иск
Заметим также, что предоставление лицам без высшего юридического образования права участия в процессе исключительно при условии наличия у них представителя.