Законопроект № 1055202ц6, предусматривающий изменение срока для начала применения оспоренной кадастровой стоимости помещения или участка, передан в Госдуму 26 апреля. В случае принятия он внесет важные поправки в области использования кадастровой стоимости как базы для начисления налога на недвижимость, земельного налога, а потому стоит остановиться на его рассмотрении более подробно.
Суть инициативы
Цель разработки данного законопроекта — дополнительная защита граждан в условиях, когда о кадастровой стоимости объекта они узнают только из уведомлений налоговой, сама кадастровая оценка происходит без их участия, а ее результаты зачастую завышены из-за допущенных ошибок.
Сегодня действует правило, что при пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, новый ее размер применяется с того налогового периода, в котором подавалось соответствующее заявление, причем не раньше, чем новая стоимость была внесена в госкадастр.
Рассматриваемая инициатива предполагает изменение этого правила следующим образом:
- при оспаривании кадастровой стоимости в административном или судебном порядке и уменьшении соответствующей суммы, использование ее в качестве базы налогообложения будет начинаться с того налогового периода, когда она была применена для определения суммы налога, подлежащего уплате (земельного, на недвижимость)
- положения закона распространяться на правоотношения, возникающие с 1 января 2015 года, так как значительно улучшают правовое положение налогоплательщиков. То есть в случае принятия закон получит обратную силу во времени
Заметим, что данный проект закона является не единственным документом, направленным на усовершенствование кадастровой оценки и изменение правил ее проведения. Так, Счетная палата разрабатывает унифицированные правила проведения кадастровой оценки с целью обеспечить более полное ее методическое регулирование и уменьшить случаи завышения итоговой стоимости.
Уже продолжительное время ведется дискуссия о передаче полномочий по проведению кадастровой оценки государственным учреждениям без привлечения подрядчиков (частных оценщиков). В качестве альтернативы этому варианту предлагается сохранить за частными специалистами функцию непосредственного проведения кадастровой оценки, а государственным органам предоставить контрольные и организационные полномочия.