Стратегия развития малого и среднего бизнеса: курс на поддержку предпринимателей

24 июня 2016

Распоряжением Правительства № 1083-р, изданным 2 июня 2016 года, утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года.

Подобные нормативные документы принимаются регулярно и являются по своей сути актами стратегического планирования, на основе которых разрабатываются и принимаются конкретные программы действий. Их цель — установить основы деятельности субъектов МСП, их государственной поддержки и стимулирования, из расчета высокой значимости достаточного развития малого бизнеса для улучшения экономической обстановки в стране.

Стратегия — это довольно общий документ, где Правительством называются все возможные и необходимые способы поддержки, развития, административно-правовой защиты бизнеса в малом и среднем сегменте. Для полного видения направления развития МСП на ближайшие годы ознакомиться со Стратегией просто необходимо.

Ключевые положения Стратегии

Остановимся только на основных, наиболее интересных вопросах, урегулированных правительственным распоряжением. В их число входят следующие моменты:

  • разделение всех субъектов малого, среднего бизнеса на 2 сектора: массовый (его специализация — оказание услуг населению, проведение торговых операций, производство сельхозпродукции) и высокотехнологичный (сюда входят субъекты, ориентированные на инновационное развитие, экспортную деятельность и работающие в области обрабатывающего производства). Первый, массовый сектор, называется ключевым для создания рабочих мест и улучшения комфортабельности проживания населения. Поддерживать его планируется посредством микрофинансирования, кредитования, представления гарантий и государственного поручительства. Поддержка же высокотехнологичного сектора будет организована в виде проектного финансирования, субсидирования, выдачи грантов, краудфандинга (добровольного сбора средств на конкретный проект) и других довольно специализированных методов
  • определение общих способов поддержки МСП в России. Это обеспечение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к государственным закупкам, повышение доступности финансовых и материальных ресурсов (кредитование, лизинг), снижение административной (мораторий на плановые проверки) и налоговой нагрузки (предоставление льгот, специальные режимы налогообложения и пр.) на предприятия сектора
  • создание МФЦ государственных услуг для обслуживания субъектов малого и среднего бизнеса (ожидается к концу 2016 года), формирование специализированной системы их консультирования, включая вопросы, касающиеся помощи в суде, взаимодействия с госорганами, и обучения
  • декларирование в качестве итога реализации Стратегии увеличения оборота предприятий МСП в 2,5 раза к 2030 году и количества занятых на таких предприятиях граждан до 35%.

Как видим, положения Стратегии закрепляют основы нормативного регулирования предпринимательской сферы в целях создания благоприятной среды для развития малого, среднего бизнеса и экономики государства в целом.

Другие инициативы

Утверждением Стратегии развития работа различных государственных органов в области поддержки МСП и улучшения условий для их функционирования не ограничивается. Рассмотрим еще несколько инициатив и нововведений, касающихся данного сектора предпринимателей.

Недавно в Госдуму был внесен законопроект № 1094602-6, согласно которому предусматривается внедрить специальные меры поддержки так называемого семейного предпринимательства в рамках господдержки малого бизнеса.

В качестве семейного предприятия законопроект называет малые компании, в которых доля участия в имуществе членов одной семьи превышает 50%, не менее половины участников и работников являются членами одной семьи, а их рабочее место на предприятии — основное. Также к числу семейных в случае принятия закона будут относиться индивидуальные предприниматели, хотя бы один работник которых будет членом их семьи.

Авторы проекта предлагают включить меры поддержки семейного бизнеса в государственные и муниципальные программы с 2018 года. Целью их внедрения называется выработка единой стратегии в отношении этого явления (на примере стран Латинской Америки и США), создание условий для его дальнейшего развития, благотворного влияния на экономический и социальный климат.

Уже действующее нововведение касается больше не юридического сопровождения бизнеса, а бухгалтерского, поэтому ознакомимся с ним в общих чертах. В некоторые правила бухгалтерского учета (ПБУ 5/01, 6/01, 17/02 и др.), согласно приказу Минфина № 64н от 16.05.2016 г. внесены изменения, облегчающие ведение учета для субъектов малого и среднего предпринимательства. Например, они смогут оценивать купленные материально-производственные запасы по ценам поставщика, а связанные с такой покупкой расходы включать в общий состав расходов за текущий период.

Обсуждением связанных с МСП вопросов занимается и Генеральная прокуратура РФ в рамках заседаний межведомственной рабочей группы, при участии бизнес-омбудсмена и представителей предпринимательства.

В ходе последнего заседания был принят ряд решений для снижения административного давления на бизнес и созданию для его ведения благоприятных условий. Они могут быть реализованы в рамках деятельности органов прокуратуры, включая расширение случаев применения не связанных с лишением свободы наказаний за совершенные впервые преступления в области предпринимательской деятельности.

Оставьте Ваше сообщение, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время. Позвоните нам по тел +7 (495) 589-91-92, если Вы желаете связаться с нами немедленно.