Меры административной ответственности предназначены для поддержания правопорядка, административно-правовой защиты бизнеса и граждан, охраны собственности.
Основной нормативный акт в области административной ответственности — КоАП РФ. Он, хотя и отличается достаточной стабильностью содержания, подвергается регулярным изменениям в части смягчения/ужесточения ответственности, внедрения новых/исключения имеющихся составов правонарушений.
Вызваны такие изменения тенденциями в обществе и государстве, необходимостью обеспечить всестороннюю защиту определенной категории лиц или сферы общественных отношений.
Сегодня в области административной ответственности ведется активная правотворческая деятельность по таким направлениям:
- снижение админнагрузки на малый и средний бизнес, создание благоприятного климата для его развития
- усиление ответственности для банковских учреждений, включая введение новых составов правонарушений
- конкретизация ответственности в правонарушениях, касающихся воспитания детей
- уменьшение штрафов за нарушение некоторых правил дорожного движения и ряду других
Обо всем этом подробнее.
Каковы перспективы?
Для начала предлагаем остановиться на уже принятых поправках в законодательство об админответственности, а именно — на федеральном законе № 316-ФЗ от 03.07.2016 г. Данный нормативный акт вступил в силу 4 июля. Согласно его положениям, в КоАП РФ внесены изменения, которые касаются применения мер ответственности в отношении представителей МСП.
Так, предусматривается замена предупреждением санкции в виде штрафа, если нарушение имеет место впервые, не нанесло вреда/угрозы вреда госбезопасности, жизни/здоровью людей, окружающей среде, не причинило имущественного ущерба и было добровольно устранено.
В перечисленных случаях ответственность субъекта ограничивается предупреждением, что послужит для облегчения юридического сопровождения бизнеса, уменьшения административного давления на него и создаст условия для прогрессирования. Есть и исключения — правонарушения, когда предупреждение применяться не может (нарушение антимонопольных правил и некоторые другие случаи).
Теперь об инициативах, которые внесены в Госдуму и рассматриваются парламентариями. К числу ключевых можно отнести следующие:
- предоставление правонарушителям по ряду составов, связанных с нарушением правил дорожного движения, возможности уплачивать только 30% штрафа (законопроект № 1128148-6). В случае принятия поправок, они будут действовать на территории Москвы и Санкт-Петербурга в том случае, если назначенный штраф будет уплачен лицом на протяжении 20-ти дней с вынесения постановления отношении него. Законопроект уменьшает штрафы по таким правонарушениям: несоблюдение требований о запрете остановки, стоянки транспортных средств, движении грузового транспорта; нарушение правил стоянки и движения в жилых зонах и пр. Цель разработки документа — обеспечение принципа соразмерности меры ответственности совершенному правонарушению для жителей Москвы и Санкт-Петербурга, где установлены более высокие, чем в других регионах России, штрафы
- возможность использования видео- и фотоматериалов, имеющих указание на координаты и время производства съемки, в качестве доказательств при решении вопроса о привлечении к админответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. К разработке соответствующего законопроекта приступило Минсвязи. Предполагается, что доказательствами смогут послужить фотографии и видео, которые предоставлены зарегистрированными пользователями единого портала госуслуг, а постановление на их основе будет выноситься без составления протокола
- введение новых оснований для привлечения к админответственности законных представителей ребенка (родителей и др.) за неисполнение обязательств по заботе о здоровье и развитии несовершеннолетних (законопроект № 1113618-6). Проект разработан для усиления зашиты интересов несовершеннолетнего в правоотношениях родителей и детей и предупреждению вовлечения последних в асоциальную деятельность, предполагает привлекать родителей к ответственности, если родители не приняли мер по недопущению нахождения ребенка местах, где может быть нанесен вред его здоровью, психическому, интеллектуальному и физическому развитию и где он не может пребывать в ночное время без сопровождающих
- введение ответственности для должностных лиц муниципального и госзаказчика товаров (услуг, работ) за неисполнение/ненадлежащее выполнение обязанностей, которые предусмотрены контрактом и касаются условий срока и порядка оплаты, включая обеспечение авансирования (законопроект № 1122376-6)
- привлечение к админответственности банков за несоблюдение обязанностей по сопровождению в области государственных оборонных заказов (законопроект № 1126954-6). Предлагается установить ответственность для должностных лиц банковских учреждений в форме предупреждения или штрафа (30–50 тысяч рублей). Разработан законопроект во исполнение положения ст. 8.2 закона «О гособоронзаказе», предусматривающей обязанности банков и необходимость за их нарушение применять меры админответственности
- ужесточение ответственности за ведение предпринимательской деятельности без лицензии, когда ее получение является обязательным (законопроект № 1120249-6). Согласно проекту, планируется установление одинаковой для всех категорий лиц санкции — штрафа от 40 до 50 тысяч рублей с конфискацией произведенной продукции, сырья, орудий производства или без нее (сегодня размер штрафа дифференцируется зависимо от правонарушителя)
- введение админответственности за совершение действий, нарушающих покой граждан и тишину в ночное время (законопроект № 1127146-6). Ночным временем считается период с 22:00 до 06:00, а действиями, составляющими правонарушение — использование телевизоров и других звукопроводящих, звукоусиливающих устройств, игра на музыкальных инструментах, пение, крик, выполнение строительных и ремонтных работ, иных действий, сопровождаемых звуками и нарушающих покой людей. Наказание — предупреждение или штраф (1–2 тысячи рублей для граждан, 30–50 тысяч для юридических лиц)