Пленум ВС РФ предоставил разъяснения таможенного законодательства

26 мая 2016

Ряду вопросов таможенного права посвящено новое Постановление Верховного Суда, утвержденное Пленумом 12 мая 2016 года под № 18. Данный документ представляет интерес как для юридического сопровождения бизнеса, так и просто для физических лиц, которые сталкиваются с пересечением государственной границы РФ.

Ключевые положения Постановления

Так как рассматриваемое Постановление Пленума ВС пришло на замену предыдущих документов аналогичного характера (утвержденных ВАС в 2006 и 2013 гг.), в нем содержатся разъяснения различных вопросов таможенного законодательства.

Мы остановимся только на основных выводах Верховного Суда, которые тем или иным образом затрагивают сферу обеспечения прав предпринимателей и физических лиц, включая административно-правовую защиту бизнеса. Так, ключевыми разъяснениями Пленума являются:

  • приоритетность правовых норм ЕАЭС перед внутренним российским законодательством при возникновении между ними коллизии. Но данный приоритет не должен приводить к нарушению прав юрлиц и граждан, гарантированных Конституцией РФ (п. 2 Постановления)
  • презумпция достоверности предоставленной декларантом информации, а бремя доказывания обратного возлагается на таможенный орган (п. 6)
  • выявление при таможенном контроле товаров до выпуска признаков того, что заявленная таможенная стоимость является недостоверной, не может быть достаточным основанием для корректировки такой стоимости, а только становится причиной назначения дополнительной проверки (п. 7)
  • недопустимость начисления пени за просрочку по налогам и таможенным пошлина, когда такая просрочка имела место вследствие бездействия таможенного органа, уполномоченного самостоятельно взыскивать платежи за счет остатков авансовых взносов, излишне уплаченных сумм и денежного залога (п. 21). Это является одним из рычагов защиты интересов организаций и ИП
  • обжаловать решения и действия таможенных органов можно в административном (вышестоящему органу) или в судебном порядке. Причем при использовании административного способа лицо не теряет права на судебную защиту (п. 26)
  • возврат излишне взысканных или уплаченных таможенных платежей производится по заявлению плательщика (правопреемника), к которому прилагаются подтверждающие данный факт документы (п. 27, 29)
  • срок для обращения в суд для защиты нарушенного права на возвращение излишне уплаченных/взысканных платежей составляет 3 года с момента, как лицо узнало или должно было узнать о том, что такое нарушение имело место (п. 31)
  • предназначенные для личного использования товары, которые перемещаются через таможенную границу, не помещаются под таможенные процедуры. О характере личного использования товаров свидетельствует совокупность нескольких критериев: практика применения в быту, их количество и однородность, частота перемещения через границу и др. Продажа такого товара не подтверждает его использование не в личных целях, но реализация товаров более 2-х раз может стать основанием для отказа в освобождении от оплаты таможенных пошлин (п. 36).

Оставьте Ваше сообщение, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время. Позвоните нам по тел +7 (495) 589-91-92, если Вы желаете связаться с нами немедленно.