Обеспечение правопорядка, прав и законных интересов юридических и физических лиц предполагает применение к нарушителям действующих норм определенных мер ответственности. Главными методами государственного воздействия на правонарушителей в этом случае является привлечение к административной и уголовной ответственности.
Как административно-правовая защита, так и уголовно-правовая может иметь место только при наличии предусмотренных законом оснований и применяться исключительно в установленном порядке. В связи с переменами в общественных отношениях, обнаружением пробелов в регулировании нормы об административной и уголовной ответственности подвергаются изменениям: происходит декриминализация преступлений (сегодня это актуально для экономической сферы), введение нового состава правонарушений (оставление ребенка в машине без присмотра взрослых), корректируются условия применения мер воздействия на правонарушителя или освобождения от них (расширение пределов необходимой самообороны).
Мы предлагаем обратиться к последним принятым законам и внесенным инициативам, затрагивающих сферу административно- и уголовно-правовой ответственности.
Возможные и принятые изменения
Среди изменений, которые в скором времени коснутся или могут коснуться рассматриваемой отрасли, нужно выделить следующие:
- декриминализация таких составов преступлений как мелкое хищение, побои и уклонение от уплаты алиментов. Соответствующий законопроект был принят Госдумой в третьем чтении, а инициирован еще в июле 2015 года Верховным Судом РФ. Согласно утвержденным положениям, указанные составы перенесены из разряда преступлений в разряд административных правонарушений, санкция за которые будет применяться в виде штрафа, обязательных работ или ареста. Заметим, что уголовная ответственность по этим правонарушениям сохраняется в случае повторного их совершения в течение года
- увеличение размера ущерба для возбуждения уголовного дела по экономическим преступлениям. Законопроект № 1083199-6 с такой инициативой получил одобрение профильного комитета и рассмотрен Госдумой во 2-м чтении. В соответствии с ним, планируется повысить порог крупного (выше 2,25 млн рублей вместо нынешних 1,5 млн) и особо крупного (больше 9 млн рублей вместо 6 млн.) ущерба для привлечения к уголовной ответственности за некоторые налоговые и экономические преступления. А в целях ст. 185.3 УК РФ (манипулирование рынком) — до 3,75 млн рублей и 15 млн рублей соответственно. Данное нововведение может упростить юридическое сопровождение бизнеса, а его заявленная цель — уменьшение рисков предпринимателей и пресечение возможности давления на них посредством уголовного преследования
- отмена штрафов для малого бизнеса за совершенные впервые административные правонарушения. Предполагающий такое нововведение законопроект одобрен Государственной Думой в 3-м чтении. Его положения предусматривают замену штрафов предупреждениями, если субъект малого, среднего предпринимательства совершил правонарушение впервые, оно было устранено в указанные сроки и не повлекло за собой причинения имущественного или иного вреда (окружающей среде, жизни и здоровью людей, безопасности государства и др.). Примечательно, что при замене штрафа предупреждением исключает возможность назначения дополнительного наказания, а использование предупреждения в качестве меры ответственности допускается даже по тем статьям, которые не предусматривают данную санкцию, за некоторыми исключениями. Так, не допускается применение предупреждения за злоупотребление доминирующим положением, недобросовестную конкуренцию, непредоставление сведений антимонопольному органу, неповиновение сотруднику полиции, непредоставление образцов или документов для осуществления государственного контроля в области техрегулирования и в некоторых других случаях. Данное нововведение так же, как и предыдущее, направлено на улучшение условий для ведения бизнеса
- отмена пределов необходимой обороны в случае защиты заведомо беспомощной жертвы от применения в отношении к ней насилия. Такое предложение содержится в законопроекте № 1106899-6 и направлено на устранение случаев, когда после защиты беспомощных жертв от посягательства защитник привлекается к уголовной ответственности за превышение пределов обороны, что является недопустимым. В случае принятия законопроекта любые действия обороняющегося будут признаваться такими, что находятся в пределах самообороны
- безусловное освобождение от уголовной ответственности, когда имеет место самооборона при незаконном проникновении злоумышленника в жилье пострадавшего (тот же проект закона № 1106899-6)
- введение административной ответственности за оставление ребенка до 7-ми лет в транспортном средстве во время его стоянки и в отсутствие взрослого. Данная инициатива вынесена МВД для общественного обсуждения. Предполагается, что за совершение правонарушения к водителю будет применяться предупреждение или штраф до 500 рублей по ст. 12.19 КоАП. Разработана инициатива для обеспечения безопасности детей, которые в силу своего возраста могут пострадать при самостоятельном нахождении в автомобиле (тепловой удар, переохлаждение, испуг и пр. причины)
- взыскание административных штрафов граждан через работодателя или иное лицо, выплачивающее ему периодические платежи. Законопроект с таким предложением разрабатывается Минюстом. Согласно объявленной инициативе, предполагается, что в случае, когда исполнение решений суда об уплате штрафа в установленный срок не произошло и размер штрафа не превышает 50-ти тысяч рублей, суд (иное лицо или орган), вынесший решение, должен направить копию постановления о привлечении к админответственности работодателю гражданина для принудительного взыскания штрафа посредством удержания его из соответствующих выплат.