Банкротство юридических лиц: каких изменений ожидать?

7 июня 2016

Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является основным нормативным актом, регулирующим процедуру признания юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей банкротами.

Порядок признания лица несостоятельным детально описан в законодательстве, но требует непрерывного усовершенствования в связи с меняющейся экономической обстановкой и необходимостью урегулировать новые аспекты общественных отношений. Так, в 2015 году в упомянутом выше законе появилась процедура банкротства физических лиц, после вступления которой в силу каждый гражданин при совокупности определенных условий может подать заявление о признании себя неплатежеспособным, пройти установленные этапы судебного разбирательства и быть названным банкротом с вытекающими из этого статуса правовыми последствиями.

В связи с тем, что признание любого лица несостоятельным влечет последствия не только непосредственно для него, но и для других субъектов (кредиторов, работников и т.п.), к некоторым вопросам процедуры требуется более пристальное внимание. В Госдуму на рассмотрение внесены несколько законопроектов, которые могут подкорректировать определенные, связанные с банкротством моменты, и о которых стоит узнать заранее.

О чем идет речь?

Первая инициатива, заслуживающая внимания, содержится в разработанном Правительством законопроекте № № 1001592-6 и предполагает внесение изменений в ГК РФ и другие законодательные акты. Суть инициативы заключается в следующем – введение запрета для налоговых органов вносить в ЕГРЮЛ запись о ликвидации компании как недействующей (12 последних месяцев не предоставляла отчетность и не осуществляла операций по банковским счетам), если в отношении такой компании ведется дело о банкротстве.

То есть при пересечении административной процедуры закрытия недействующего юридического лица и судебной процедуры банкротства преимущество отдается именно последней, позволяющей максимально обеспечить соблюдение прав кредиторов. Это важный момент, если при банкротстве юридическое сопровождение оказывается именно кредитору.

Авторы законопроекта предполагают, что сведения обо всех этапах прохождения дела о банкротстве будут вноситься в Единый федеральный реестр и в обязательном порядке в электронном виде передаваться налоговому органу.

Необходимость урегулирования данного вопроса на законодательном уровне вызвана реальным делом, рассмотренным КС РФ в 2015 году (постановление № 10-П), когда право кредитора на защиту было нарушено посредством признания недействующим и ликвидации должника до окончания процедуры банкротства. По итогам рассмотрения этого дела Суд порекомендовал внести в закон соответствующие изменения.

Еще один немаловажный вопрос, который требует более совершенного урегулирования – это положение работников юридического лица и индивидуального предпринимателя. Согласно рассматриваемому Госдумой законопроекту № № 1012488-6 предлагается:

  • ввести новый вид обязательного социального страхования – в случае утраты работником заслуженной зарплаты по причине несостоятельности работодателя
  • погашать задолженность по зарплате работникам за период не больше 3-х календарных месяцев до заведения дела о банкротстве работодателя. Также получить причитающуюся сумму смогут работники, уволившиеся не позже, чем за 12 месяцев до начала соответствующего производства. Компенсация будет выплачиваться ФСС России на основании заявления арбитражного управляющего или самого работника
  • обязать работодателей ежемесячно перечислять 0,02% от размера фонда оплаты труда в ФСС как страховой взнос на случай собственного банкротства

Авторы инициативы, помимо необходимости обеспечения дополнительной защиты прав работников, целью разработки законопроекта называют повышение эффективности процедуры банкротства и шансов удовлетворения требований других кредиторов юрлица или ИП.

Последний вопрос, на который мы обратим внимание и который в ближайшее время может стать существенным изменением в сфере банкротства – правовой статус арбитражных управляющих.

По своей сути арбитражный управляющий выполняет функцию юридического сопровождения бизнеса, в отношении которого возбуждена процедура банкротства. Законопроект № № 1079185-6 предполагает внести следующие поправки в нормы об арбитражных управляющих:

  • запретить арбитражным управляющим вести более 3-х процедур банкротства, то есть оказывать услуги не больше, чем трем организациям или индивидуальным предпринимателям одновременно
  • ввести правило о том, что все процессы арбитражного управляющего должны рассматриваться в территориальных пределах одного субъекта Федерации
  • предоставить судам право не допускать арбитражного управляющего к участию в конкретном деле о банкротстве при условии, если есть обоснованные, существенные причины сомневаться в независимости, компетентности или добросовестности последнего
  • размещать информацию о процедурах банкротства исключительно в электронном виде в Едином федеральном реестре

Необходимость принятия всех перечисленных выше инициатив объясняется сразу несколькими причинами: повышение качества выполнения арбитражными управляющими своих функций, уменьшение случаев недобросовестного предоставления услуг ради получения максимальной финансовой выгоды и сокращение расходов должника на проведение процедуры признания его несостоятельным.

Оставьте Ваше сообщение, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время. Позвоните нам по тел +7 (495) 589-91-92, если Вы желаете связаться с нами немедленно.