Судебная практика по делам, касающихся вопросов применения законодательства в сфере налогообложения, имеет важное значение для деятельности налоговых органов и самих налогоплательщиков. Так, основываясь на принятых судебных актах, предоставляются по налоговой практике консультации, плательщик может аргументировать свою позицию по тому или иному вопросу, а уполномоченные лица учитывают в своей деятельности правовые позиции, которые выработаны судами.
С целью обобщения таких правовых позиций и доведения их до ведома нижестоящих органов Федеральная налоговая служба регулярно составляет обзоры практики Конституционного и Верховного Судов РФ. Последний обзор датируется 7 июля и имеет вид ведомственного письма № СА-4-7/12211@.
Предлагаем детальнее ознакомиться с ключевыми положениями данного документа.
Правовые позиции: главное
Рассматриваемое письмо посвящено выводам, сделанным Судами по итогам судебных разбирательств, которые имели место в первом полугодии 2016 г. Из основных правовых позиций в области налогообложения, что были отмечены ФНС, можно выделить следующие:
- нарушением положений международных договоров рассматривается установление 18% ставки НДС по отношению к товарам, которые импортируются на территорию РФ из государств-участников Таможенного союза (ТС), если оборот аналогичных товаров в России от налогообложения освобожден. Взыскание НДС в данной ситуации приводит к установлению неравных условий на рынке действия условий ТС
- доходом субъекта РФ (при применении п. 3 ст. 170 НК) являются средства, переданные в форме субсидии из федерального бюджета. Такого рода доходы имеют определенное целевое назначение, а в случае использования их для субсидирования налогоплательщика, считаются субсидией из регионального бюджета. Как результат, получение лицом подобных средств не приводит к налоговым последствиям, которые предусматривает подпункт 6 указанной выше статьи (восстановление принятого к вычету налога по товарам, услугам или работам)
- предоставление скидок или вознаграждения при покупке заданного количества товара понижает его стоимость, если исходить из целей налогообложения. Следствие — соответствующее корректирование налоговой базы для исчисления НДС. В этом случае, указывает Верховный Суд, не должен применяться закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности», так как он не относится к источникам налогового законодательства и имеет собственный предмет регулирования
- не приводит к последствиям в виде взыскания процентов с суммы налога, которая предъявляется к возмещению по заявительному порядку (ст. 176.1 НК РФ), подача уточненной декларации, если она не уменьшает размера заявленного к возмещению НДС. Причиной этого является сущность начисляемых процентов — компенсационная для бюджета, понесшего потери вследствие чрезмерного возвращения налога. Если заявленная сумма не уменьшается, потерь нет и их компенсация не требуется. Отмечается также, что возврат налогоплательщику уплаченных процентов возможет исключительно на основании признания акта налоговой инспекции недействительным решением высшего органа или при разрешении спора судом
- возможность проведения камеральной и выездной проверки плательщика с одним и тем же предметом контроля. Предметом выездного контроля может выступать полнота уплаты того налога и за такой период, которые уже проверялись ранее в рамках камеральных мероприятий. Причем могут быть выявлены новые нарушения и скорректирован размер налогового обязательства за проверяемый период
- не является выплатой компенсационного характера и не освобождается от уплаты налога на доходы физлиц в порядке ст. 217 НК бесплатный проезд работника, если он совершается на средства работодателя, но по личным потребностям
- для налогообложения валютой расчетов по займу до его погашения считается та валюта, в которой данный заем выдан. Этот момент имеет значение при исчислении внереализационных доходов или расходов налогоплательщика — к нему относятся суммы, составляющие разницу между размером займа в иностранной валюте и размером, получившимся при итоговом переводе его в рубли
- невозможность осуществления контроля соответствия цен, использованных в контролируемых сделках, в рамках камеральных и выездных мероприятий. Такими сделками, согласно законодательству, считаются соглашения взаимозависимых лиц, по которым соответствие примененных цен рыночным контролируется только непосредственно ФНС РФ. К полномочиям же территориальных органов относится проверка своевременности подачи уведомления про контролируемые сделки, полноты отражения сделок, достоверности указанной информации и привлечение к ответственности за связанные с представлением уведомлений правонарушения (по ст. 129.4 НК РФ)
- последствием взыскания земельного налога, при расчете которого в качестве налоговой базы использовалась стоимость объекта, что не соответствует действительной, является причинение ущерба публичным интересам — если стоимость имущества занижена, или правам собственника — когда цена завышена
- возникновение судебного спора по причине нарушения досудебного порядка рассмотрения (включая претензионный) заявителем считается основанием для возложения на него судебных расходов
- уменьшенная ставка земельного налога (применительно к участкам для жилого строительства, животноводства, садоводства, дачного и подсобного хозяйства) может применяться исключительно физлицами и некоммерческими организациями, которые используют земельный участок не с целью получения прибыли, а для удовлетворения собственных потребностей