Регистрация юридических лиц: чего стоит ожидать в ближайшее время?

31 мая 2016

Государственная регистрация юрлиц и предпринимателей – это предусмотренная законом процедура, прохождение которой обеспечивает легальность ведения хозяйственной деятельности. Порядок регистрации создания, реструктуризации компании и ее прекращения урегулирован соответствующим профильным законом (ФЗ № 129 от 8 августа 2001 г.) и многочисленными подзаконными актами, конкретизирующими законодательные положения.

Изменение экономических условий, необходимость более тщательного контроля за сведениями, вносящимися в ЕГРЮЛ (реестр юрлиц), и упрощения регистрационных процедур влечет за собой необходимость усовершенствования порядка государственной регистрации. На это сегодня направлена активная деятельность уполномоченных органов.

Новые правила контроля за достоверностью данных

Приказ ФНС № ММВ-7-14/72@, принятый 11 февраля и вступающий в силу 5 июня 2016 года, упорядочил правила проверки информации, включающейся в Единый реестр и содержащейся в нем.

Этот нормативный документ утвержден во исполнение упомянутого выше закона, изменения в котором относительно проверочных мероприятий для определения достоверности сведений начали действовать 1 января.

Согласно положениям ФЗ «О госрегистрации», рассматриваемого Приказа, определение достоверности информации, включаемой и имеющийся в ЕГРЮЛ основывается на таких моментах:

  • производить проверку достоверности данных орган-регистратор уполномочен при условии, что имеются обоснованные причины сомневаться в правдивости информации
  • заинтересованные лица имеют право предоставлять возражения касательно будущих изменений устава организации или включения данных в Реестр (при реструктуризации компании, иных случаях). Форма данного возражения № 34001 утверждена приложением к Приказу, так же, как и форма № 38001 – заявление физлица, что в Реестре содержится недостоверная информация о нем
  • к числу оснований для проведения проверочных мероприятий относятся: наличие у производящего регистрацию органа возражения заинтересованного лица, составленного по установленной форме, с указанием обстоятельств, приложением подтверждающей документации; несоответствие между собой сведений, которые имеются в документации, поданной для регистрации и имеющейся в налоговых органах; если для внесения в ЕГРЮЛ сообщается адрес, который является местонахождением 5-ти и более компаний, априори не может быть использован для дальнейшей связи с субъектом, влечет изменение местонахождения юридического лица, по которому не закончена выездная проверка; подача документов для регистрации реорганизации юрлица, если в процессе реорганизации принимают участие 2 или больше организаций. А также некоторые другие основания (п. 2 Приложения №1 к Приказу)
  • если сведения уже есть в Госреестре, основанием для их проверки может послужить только заявление заинтересованного субъекта или иного рода информация, что данные в ЕГРЮЛ являются недостоверными
  • выполнение мероприятий для проверки данных в Реестре относится к полномочиям регистрирующего органа, но в ряде случаев (использование экспертных заключений, осмотр недвижимого объекта, опрашивание лиц и др.) могут проводиться другими территориальными органами ФНС по поручению регистрирующего
  • при осуществлении проверки на предмет достоверности сведений налоговый орган должен уложиться в сроки, установленные законом для проведения регистрационных действий. Если такого периода времени будет недостаточно, принимается решение о приостановлении регистрации юрлица, за исключением случаев, когда речь идет о его первичном создании
  • при регистрации новосозданной организации проверка достоверности предоставленных данных может производиться только лишь одним способом – посредством изучения информации и документов, что имеются у самого органа, возражений заинтересованных субъектов, а также объяснений заявителя. Во всех других случаях могут применяться также следующие способы проверки: истребование сведений от лиц, которые могут знать их, получение справок по различным вопросам, привлечение экспертов и специалистов, осмотр объектов недвижимости. Пунктами 10-16 Приложения №1 к Приказу определяется более развернутый порядок использования каждого из способов. Так, устанавливается, что вызвать и опросить можно любого человека, которому могут быть известны важные для дела обстоятельства, а если он по болезни, старости, инвалидности или другим причинам не имеет возможности явиться, допускается проведение опроса по месту проживания
  • если устанавливается факт, что данные недостоверны, регистрирующий орган обязан вынести решение об отказе в осуществлении госрегистрации. Когда недостоверная информация уже есть в ЕГРЮЛ – компании направляется уведомление о необходимости предоставить налоговой достоверные сведения и, в случае их непредоставления, в Реестре делается запись о недостоверности

Другие перспективы

Помимо процедуры, касающейся проверки информации в Реестре юрлиц, изменения в регистрационной сфере, которые играют роль для юридического сопровождения бизнеса, ожидаются по следующим вопросам:

  • создание сервиса электронной регистрации компаний, а одновременного удаленного открытия счета в банке. Соответствующую систему разрабатывают ФНС и Сбербанк, планируя запустить ее 1 июля
  • передача МФЦ полномочий заверять подпись заявителя при принятии документов для регистрации создания или ликвидации юрлица

Оставьте Ваше сообщение, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время. Позвоните нам по тел +7 (495) 589 91 92, если Вы желаете связаться с нами немедленно.