Уголовное законодательство: направление на перемены

8 июня 2016

В течение последнего времени в законодательной деятельности наметилась тенденция на внесение изменений в уголовное законодательство. В Госдуму активно вносятся и рассматриваются проекты законов, предусматривающие внесение определенных поправок в УК РФ. Поправки эти касаются ужесточения ответственности за преступления, уже содержащиеся в Кодексе, изменения квалифицирующих признаков и добавления в закон новых составов преступления, исходя из того общественного значения, которое имеет урегулирование данных вопросов.

Предлагаем ознакомиться с некоторыми новеллами и инициативами более подробно.

Ключевые инициативы

На сегодняшний день на рассмотрении парламентариев находятся законопроекты со следующими инициативами:

  • отнесение к разряду уголовно наказуемых деяний такие действия: принуждение к деятельности, направленной на фальсификацию результатов выборов или референдума; голосование по бюллетеням, полученным заведомо незаконно; незаконная выдача открепительных удостоверений и бюллетеней. А также установление более суровых мер ответственности за совершение связанных с избирательным процессом преступлений для должностных лиц органов власти, сотрудников аппаратов и членов избирательных комиссий (штраф от 500 тыс. до 1 млн. рублей или в размере дохода за период от 1-го до 5-ти лет, до 4-х лет принудительных работ, до 4-х лет лишения свободы). Данный законопроект № 1083166-6 предполагает внесение изменений в ст. 142.1 УК, а необходимость его принятия, по словам инициаторов, заключается в существенной общественной опасности деяний и необходимости защиты демократических институтов государства
  • уменьшение размера возмещенного ущерба, необходимого для освобождения от уголовной ответственности за совершенные впервые экономические преступления, которые предусмотрены ч. 1 ст. 171, ст. 177 УК и др. В случае принятия эта инициатива сыграет важную роль для юридического сопровождения бизнеса и уменьшения рисков для предпринимателей. Законопроект № 1083199-6 предполагает предоставление субъекту бизнеса возможность выбрать способ «ухода» от уголовной ответственности: возмещение ущерба пострадавшим и внесение в бюджет суммы, равной двукратному размеру ущерба; перечисление в бюджет суммы, которая состоит из полученного от преступления дохода и еще его двойного размера; внесение в бюджет размера ущерба, которого совершенное преступление позволило избежать, и его удвоенной суммы; перечисление в бюджет такой суммы, которая эквивалентна совершенному преступлению, плюс ее двукратный размер. А также – изменение квалификационных размеров ущерба для налоговых и экономических преступлений. Крупным размером (ущербом, задолженностью) называется сумма больше 2,25 млн. рублей, а особо крупным – 9 млн. рублей (вместо 1,5 и 6 млн. рублей соответственно)
  • введение административного и уголовного наказания для родителей несовершеннолетних детей, которые без уважительных причин уклоняются от приносящей доход деятельности на протяжении больше 6-ти месяцев. Цель инициативы – урегулировать правоотношения родителей и детей, повысить родительскую ответственность за воспитание и содержание ребенка. Согласно законопроекту, предполагается дополнение ст. 156 УК новым составом преступления, санкция которой предполагает штраф 100 тыс. рублей, принудительные работы или лишение свободы сроком до 3-х лет
  • добавление новых составов коррупционных преступлений. Законопроект № 1079243-6 в случае принятия станет дополнительным рычагом уголовно-, административно-правовой защиты бизнеса и граждан. Так, предлагается отнести к составу преступлений передачу имущества или средств, оказание услуг имущественного характера какой-либо организации, гражданину по указанию должностного лица (изменения ст. 184, 204 и 209 УК). Также в Уголовном кодексе может появиться новая статья 204.1, предусматривающая наказание за совершение посредничества при коммерческом подкупе, предложение или обещание такого посредничества в виде штрафа до 400 тыс. рублей, в размере общего дохода за срок до 6-ти месяцев, от 5-ти до 20-тикратной суммы подкупа, исправительных работ, ограничения или лишения свободы на срок до 2-х лет. Дополнительно предлагается ввести уголовную ответственность за мелкое взяточничество и мелкий подкуп (сумма не более 10 тыс. рублей). Освобождение от ответственности предполагается в случаях добровольного сообщения о преступлении и содействия его расследованию
  • закрепление в качестве состава преступления неисполнение неимущественных требований, содержащихся в выданном судом исполнительном документе. Соответствующий законопроект только разрабатывается Минюстом. Согласно ему предполагается, что если по неуважительным причинам лицо повторно (в течение срока, когда оно считается подвергнутым административной ответственности) не исполнит неимущественные требования по исполнительному листу, к нему смогут применить меры уголовно наказания
  • ужесточение уголовной ответственности за изготовление, использование поддельных акцизных марок и специальных федеральных марок. Законопроект № 1076578-6 предполагает применение к преступникам таких мер ответственности: до 5-ти лет принудительных работ, до 8-ми лет лишения свободы с штрафом или без (изготовление поддельных марок), до 12-ти лет лишения свободы с штрафом или без, с ограничением свободы до 1-го года или без (использование поддельных марок). Принятие соответствующего закона и усиление ответственности вызвано значительным увеличением числа контрафактного алкоголя в обороте

Оставьте Ваше сообщение, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время. Позвоните нам по тел +7 (495) 589 91 92, если Вы желаете связаться с нами немедленно.