Налоговые разъяснения и изменения: свежая подборка

14 июня 2016

Разъяснения действующего законодательства, предоставляемые ФНС РФ, играют важную роль для юридического сопровождения бизнеса, бухгалтерского сопровождения, защиты прав и соблюдения обязательств налогоплательщиков.

Такие налоговые разъяснения в большинстве случаев содержатся во внутриведомственных письмах Налоговой службы, являются обязательными для соблюдения нижестоящими органами, юридическими и физическими лицами. Они облегчают применение норм налогового права и поясняют содержащиеся в нормативных актах правила.

Предлагаем вашему вниманию подборку наиболее актуальных разъяснений от налогового ведомства.

Основные пояснения ФНС

В число наиболее интересных для субъектов предпринимательской деятельности входят такие разъяснения Федеральной налоговой службы:

  • у инспекций отсутствует обязанность уведомлять налогоплательщика заранее, что в отношении него планируется осуществление выездных контрольных мероприятий (письмо от 10.03.2016 г.). Такой вывод основывается на положениях Налогового кодекса, в котором не предусмотрено отдельного срока для вручения организации решения о назначении выездной проверки, а также указано, что общая двухмесячная длительность контрольного мероприятия исчисляется с момента принятия соответствующего решения налоговой инспекцией по местонахождению юридического лица (п. 8 ст. 89 НК РФ). Вместе с тем ФНС напоминает, что допуск в помещение/на территорию субъекта, в отношении которого проводится выездная проверка, осуществляется только при условии предъявления проверяющими служебных удостоверений и решения о назначении контрольного мероприятия, что является важным рычагом обеспечения прав налогоплательщиков
  • отсутствие необходимости уплачивать торговый сбор юридическим лицам и ИП, которые предоставляют услуги общественного питания и наряду с ними реализуют покупную продукцию. Так как продажа купленной продукции входит в состав услуги общественного питания, она не является торговой деятельностью и не облагается сбором. Аналогичное правило касается субъектов, оказывающих бытовые услуги для населения и, в связи с ними, реализующих определенные товары. Ведомство также отметило, что производители, которые реализуют собственные товары, не обязаны уплачивать торговый сбор только при условии, если у них не имеется объектов торговли. Соответствующая информация размещена на портале Налоговой службы
  • недопустимость представления налоговой инспекции электронной скан-копии документа, составленного в бумажной форме и требуемого при проведении контрольных мероприятий. Данное правило сохраняется даже при условии подписи электронной копии усиленными квалифицированными цифровыми подписями уполномоченных субъектов всех сторон (участников сделки с недвижимостью, иного соглашения, ответственных за составление отчета лиц), так как подлинником считается только бумажная версия документа с собственноручными подписями участвующих лиц. Содержится такой вывод в письме ФНС РФ от 17.05.2016 г. Основывается он на стандартах бухгалтерского учета
  • правила заполнения формы 6-НДФЛ в ситуации, когда доход работнику начисляется в одном периоде, а фактическая выплата производится в другом. В письме № БС-4-11/4900@ от 23.03.2016 г. на конкретном примере данный вопрос разъясняется в деталях. Так как эти разъяснения в большей степени касаются ведения налогового учета, мы не будем останавливаться на подробностях заполнения расчета — рекомендуем обратиться непосредственно к оригиналу документа.

Важные изменения

Кроме ведомственных разъяснений, в области налогового права следует обратить внимание на вступившие в силу со 2 июня и уточнившие порядок проведения камеральных проверок поправки в Налоговый кодекс РФ. Внесены изменения были на основании федерального закона № 130-ФЗ от 1 мая 2016 года, а основные из них состоят в следующем:

  • установление 5-дневного срока для представления налогоплательщиком проверяющему органу документов, которыми подтверждается право на применение налоговой льготы
  • предоставление проверяющему субъекту права истребовать у налогоплательщика не только документацию, имеющую отношение к использованию льготы, но также пояснения в отношении имущества или хозяйственных операций, по которым налоговые льготы были ранее применены
  • внедрение новой обязанности налогового органа — пригласить налогоплательщика, подавшего жалобу на действия сотрудников Налоговой службы в рамках административно-правовой защиты своих интересов, на рассмотрение такой жалобы. Приглашение заявителя является обязательным, если в предоставленных нижестоящим органом документах вывялены внутренние противоречия или любого рода противоречия имеются в поданных налогоплательщиком и уполномоченным органом документах
  • возможность налогоплательщика подать жалобу в административном порядке в бумажной или в электронной форме на протяжении одного года с момента, когда он узнал/должен был узнать о нарушении своего права (то есть увеличился срок жалобы с 3-х месяцев, действующих ранее, и появилась новая электронная форма ее предоставления). Примечательно, что при подаче жалобы заявитель сам указывает в каком именно виде — электронном или бумажном — он хочет получить ответ на нее.

Перечисленные нововведения направлены на расширение электронного документооборота, обеспечение дополнительных прав налогоплательщиков и более детального урегулирования порядка взаимодействия налогоплательщика и проверяющего в рамках проведения контрольных мероприятий.

Оставьте Ваше сообщение, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время. Позвоните нам по тел +7 (495) 589 91 92, если Вы желаете связаться с нами немедленно.